четверг, 25 декабря 2014 г.

"Все корабли Астрала" - интервью с Романом Афанасьевым

Совсем недавно в продаже (в том числе в электронном виде) появилась вторая книга из серии "Аллоды Онлайн", издательства АСТ. Как упоминалось ранее, она носит название "Все корабли Астрала". Специально для сообщества Аллодов Онлайн я задал несколько вопросов автору, Роману Афанасьеву, дабы пролить свет на наиболее интересующие игроков вопросы.


В своём ЖЖ вы рассказали что вам "предложили поучаствовать в создании книги по компьютерной игре Аллоды Онлайн". Если не секрет, от кого поступило предложение? От издательства АСТ или от Mail.ru?

Предложение поучаствовать в проекте поступило от издательства. Собственно, с писателями обычно общаются редакторы, отвечающие за выход книг.

В плане создания сюжета вам дали полную свободу или существовали какие-нибудь ограничения?

Свободы было достаточно, этим проект и привлекал. Можно было придумывать любые истории, оставаясь, конечно, в рамках мира Аллодов ОнЛайн. Выглядело это так – авторы придумывали свои истории, писали синопсисы и отправляли издателю. Издатель передавал материалы представителям Аллодов. Они уже оценивали, насколько история соответствует миру и духу игры. Некоторые истории были отвергнуты. Другие были приняты, и по ним писались книги. Получилось, что у авторов было достаточно свободы, и при этом был контроль со стороны представителей игры. Это был большой плюс проекта.

Что послужило основным источником информации для фундамента вашего повествования?

Основным источником служили материалы предоставленные заказчиком. Это описание мира, истории, некоторые таблицы – в общем то, что обычно называется “библией” мира. Ну, и конечно, для меня были очень важны мои собственные впечатления от игры – как от старых Аллодов, так и от новых.

В процессе написания вы контактировали с командой разработки игры? Может посещали их офис? Или консультировались по каким-то моментам?

Нет, как я уже упоминал, авторы общаются с издательством. Это к лучшему. У издательства большой опыт общения с авторами, мы говорим на одном языке, и обсуждать какие-то рабочие моменты проще, чем с людьми далекими от книжного бизнеса.

До отправки издателю, показывалась ли рукопись(черновик) кому-нибудь, например, той же команде разработки? Быть может есть человек с кем вы делитесь своими идеям до того как они попадают в книгу?

Все рабочие моменты я обсуждал со своим редактором. Конечно, потом это все обсуждалось с представителями Аллодов, потом информация возвращалась ко мне. В общем, обсуждения, конечно, велись, но в таких случаях не принято “перепрыгивать через голову” других ответственных лиц.

Как высказался Дмитрий Казаков: "Если автор с опытом говорит, что ему трудно придумывать сюжет - он бредит". Согласны ли в с ним? Сложно было работать над историей в рамках вселенной Аллодов?

В такой короткой строчке сложно выразить мысль полностью. Дмитрий, с которым мы давно знакомы, конечно, прав – придумывать сюжет легко. Гораздо легче, чем копать лопатой колодец. Собственно, опытный автор, не вставая с места, легко выдаст на заданную тему пару сюжетов. С другой стороны, придумать хороший, продуманный, интересный сюжет – трудно. Так с любой вещью – чтобы получилось что-то стоящее, нужно приложить к этому усилия. Придумать пяток сюжетов легко, труднее довести их до ума, выгладить, вычистить, закрутить.

Многих пользователей игры интересует вопрос о том, как авторы модифицируют знакомую им вселенную, скажем так "под свои нужды". С какими сложностями вы столкнулись при переносе элементов компьютерной игры на страницы книги? Что отбросили сразу, а какие моменты хотелось оставить, но пришлось отказаться?

В написании художественного произведения по мотивам компьютерной игры всегда присутствует определенная сложность. С одной стороны, полную кальку с игрушки делать нельзя – у нас получиться просто описание игры, ее полное прохождение, уместное, например, в справочнике по компьютерным играм. С другой стороны, мир, конечно, должен быть узнаваемым для читателя. Вот, скажем, проблемы смерти – в игре персонаж легко умирает, легко воскрешается – для игры это нормально. Для книги, если она должна быть похожа на настоящую жизнь, это исключено. Умер – значит умер. Бывают, конечно, исключения, когда изначально описывается вирутальный мир с виртуальными героями. Но если мы хотим погрузить читателя в выдуманный мир и сделать его реальным, настоящим, для читателя, то мы, конечно, должны придерживаться определенных правил. Или, вот еще момент – в подобных играх много времени тратится на поиск и выкуп различных игровых предметов – оружия, доспехов. Это интересно игроку, когда он в процессе игры ищет себе уникальный меч. Но читать описание того, как он уныло и обречено убивает сто пауков (или выкапывает полсотни цветочков) подряд, чтобы из них вывалилась ценная часть для создания очередного супер меча – не так интересно. Так что должен присутствовать определенный баланс. В этом и заключается сложность. Так что от смерти-воскрешения и поиска артефактов я и отказался.

Вы писали что играли в первые Аллоды, а удалось ли поиграть в Онлайн версию Аллодов? Если да - какие ощущения испытали?

Перед тем как я начал работу над текстом, я, конечно, зарегистрировался в Аллодах ОнЛайн и создал себе разных персонажей. Я, как говорится, ими “побегал”, чтобы поближе познакомится с игрой, но заядлым игроком меня назвать сложно. Ощущения – спокойные. Когда-то давно я увлекался компьютерными играми, но сейчас меня больше интересует реальная жизнь. Кстати, до сих пор с моего аккаунта нельзя писать на форуме Аллодов – понятия не имею почему.

Вам понравилось работать над книгой по вселенной данной компьютерной игры? Есть шанс, что мы увидим и другие ваши работы в этой серии?

Работать было комфортно, меня все устраивало, так что шанс, конечно, есть. Но тут больше вопрос к заказчикам. Если они примут решение продолжать проект и пригласят меня, то, обещаю, очень серьезно отнесусь к такому предложению.

Ваше послание (в пару строк) всему сообществу Аллодов Онлайн?

Уважаемые игроки! Кем бы вы не были – орками, гибберлингами, лучниками, воинами, канийцами, имперцами – пожалуйста, прежде всего оставайтесь людьми. Это только кажется, что вы общаетесь с маленькими рисованными фигурками и никами, а на самом деле за ними скрываются такие же люди как вы. Будьте вежливы, доброжелательны, уважайте друг друга, - и вам ответят тем же.

[обновление от 26.12.14]

Многие игроки отметили, что на обложке книги красуется уже знакомый всем арт, а шрифт в названии не имеет ничего общего с тем, что используется в игре. Как вы относитесь к такому подходу визуального оформления книги? Может всё-таки стоило попросить художников нарисовать обложку именно по содержанию, да шрифт использовать фирменный?

Начну с главного – авторы не имеют никакого влияния на оформление книги, а что такое фирменный шрифт я и не подозреваю. Оформление серии - вопрос взаимодействия представителей Аллодов и художников издательства. Судя по тому, что использован арт из игры, представители Аллодов надеялись сделать серию легко узнаваемой для фантов игры. Мне кажется, они этого добились. Как к этому отнесутся обычные читатели, не слышавшие об Аллодах, сложно предсказать. Но, надеюсь, идея себя оправдает.

Судя по отзывам, всех будоражит один достаточно спорный момент: смерть и воскрешение в игре и в книгах. Дарья Клеменчук пишет: "в Аллодах Онлайн это все-таки значимый элемент сюжета... как писать о Даре Тенсеса, о культистах и клонировании и т.п.?". Что скажите, при такой глубокой и неразрывной интеграции механизма воскрешения в сюжет игры, а так же при большом желании автора угодить читателям, возможно написать хорошую фэнтези "по всем канонам"?

Тут целую статью можно написать, о том, как новеллизируются игры, но я постараюсь не углубляться и быть кратким.
Главное – полностью отобразить мир игры, конечно, можно. Первое что приходит в голову это идея о том, как человек игрок провалился в мир компьютерной игры. И испытал все ее прелести на себе. “Попаданец”, так сказать. Насколько это будет интересно читателю? Не берусь сказать. Я бы не стал такое читать, а тем более писать. Хотя, может быть, для фанатов игры это и представляло бы интерес.  Про глубокую интеграцию… Тут, боюсь, придется воспитывать бабу ягу в собственном коллективе. То есть полностью все детали игры может знать только очень увлеченный старый игрок. Или автор мира, придумавший всю эту историю. Так что для абсолютного соответствия надо таких игроков учить писательскому ремеслу, либо заставлять автора мира писать художественные тексты.

Возможно вы просматривали раздел "Квартал Мастеров" на официальном форуме игры. Как вам идея выпустить книгу-сборник с лучшими литературными творениями игроков?

Нет, я не читал этот раздел форума. К идее издать сборник по мотивам творчества игроков я отношусь положительно. Но тут есть такой момент – издание книги дело довольно дорогое. Подготовка, оформление, печать, распространение, хранение, учет, налоги… Все это влетает в копеечку. Так что тот, кто издает книгу (или нанимает для этого издательство), должен заботиться о финансовых вопросах. Будет ли такой сборник востребован, будет ли продаваться, чтобы хотя бы отбить затраты? Вот главный вопрос. Думаю, скоро мы узнаем ответ на него, когда появятся данные о продажах первых книг. Если серия по аллодам будет хорошо продаваться, то, надеюсь, кто-нибудь подумает и об издании сборника рассказов.

Модератора форума под именем dky интересует такой вопрос: "Сколько времени уходит на книгу, т.е. когда начали ее писать примерно?".

В таких проектах всегда есть ограничение по срокам. На текст книги у меня ушло около трех месяцев, но перед этим довольно долго согласовывали сами идеи. Обычно у меня на книгу уходит больше времени. И если бы модератор dky чистил личку, то получил бы от меня письмо о выходе второй книги еще неделю назад (тут смайлик)

Учитывая стилистику игры, на ваш взгляд, кто еще из отечественных авторов мог бы поучаствовать в проекте и пополнить своим творением серию?

Теоретически – любой. Практически – не так много. Тут два параметра – хочет ли издательство пригласить этого конкретного автора и интересен ли проект этому автору. По каким принципам издатель приглашает авторов в проект, я не знаю (вероятно, учитываются пожелания заказчика). А по второму поводу… Подавляющее большинство авторов увлечены своими собственными мирами. Своими, так сказать, играми. И очень малая часть из них готова отвлечься от сотворения своих любимых вселенных ради небольшой роли в чужой. При всем моем уважении к вселенной Аллодов, для меня она – одна из многих чужих, и мои собственные миры (продолжения которых ждут верные читатели) мне намного дороже. Но я испытываю ностальгию по старым добрым временам, когда мы с друзьями играли в Аллоды, поэтому я сразу согласился, когда меня пригласили в проект. Это не значит, что я отношусь свысока к Аллодам ОнЛайн, вовсе нет – это чудесная и интересная игра с миллионами поклонников. Но это не моя игра, не я ее творец и там приходится играть по чужим правилам. Очень здорово зайти вот так в гости к Аллодам и повеселиться вместе с хозяевами. Но – гостях хорошо, а дома лучше, и, к сожалению, далеко не каждый автор готов вот так вот идти в гости к чужим людям. Надо чтобы он испытывал к ним хотя бы небольшую симпатию.
Так что хотя выбор очень большой, я не рискну назвать конкретные имена – просто не знаю, кто из авторов испытывает интерес к этой игре.

С уважением
Афанасьев Р.С.

// Личный сайт автора: http://www.afanasiew.ru
// Страничка на Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Афанасьев,_Роман_Сергеевич



Я очень благодарен Роману Сергеевичу за уделенное время и подробные ответы. Если у кого-то из читателей блога возникли вопросы к автору книги, или хочется что-то уточнить - пишите в комментариях, постараемся предоставить ответы.

Купить книгу можно в магазинах: OZONЛитРес, Читай Город, Буквоед, и на сайте издательства АСТ. Виртуальные первые 15 страниц - здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Прокомментируйте запись, не стесняйтесь... )